Нам представляется, что животное, делящее кров с человеком, должно быть совершенно ручным и как можно лучше дрессированным. Это облегчит жизнь и сделает общение приятным для обоих.
Прежде, чем рассмотреть целенаправленную дрессировку шиншиллы, будет уместно заметить вот что. Условные рефлексы вырабатываются у зверька в любом случае как приспособительная реакция при жизни в вашей квартире и общении с вами, человеком. А вот будут ли это полезные навыки или вредные привычки, зависит исключительно от хозяев. Учитывая, насколько развит у шиншилл мозг (об этом - чуть ниже), нужно отдавать себе отчёт в том, что неосознанное поощрение очень быстро закрепит совершенно нежелательные навыки, и у вас в доме поселится «непослушный», «хитрый» и «вредный» зверь. Совершенно необходимо пройти с шиншиллой «общий курс дрессировки» - животное должно, как минимум, знать кличку, команды «Ко мне!», «Домой!» и «Нельзя!»
Основы дрессировки
Учёные доказали, что уровень развития мышления млекопитающих разных видов тем выше, чем более развит их головной мозг. Для оценки степени развития используют, например, квадратический показатель головного мозга по Я.Я. Рогинскому (для любознательных - это квадрат массы мозга, делённый на массу тела). Так вот, у крысы он равен 0,0123, у кролика - 0,0705, у кошки - 0,195, у собаки - 0,464, а у шиншиллы - 0,096, то есть шиншилла заметно «умнее» кролика, во много раз «смышлёнее» крысы, хотя несколько уступает кошке и сильно - собаке.
Итак, шиншиллы обладают высокоразвитой нервной системой и системой органов чувств (у них прекрасные зрение, слух, обоняние), а значит, достаточно легко поддаются дрессировке. Развитый мозг говорит о том, что им присущи зачатки мышления, т.е. шиншиллы способны «творчески» использовать прошлый опыт и даже решать новые задачи, что называется, «с первого предъявления».
К сожалению, не все мы равно хорошо помним, что слышали на уроках биологии. Поэтому прежде, чем подробно рассказывать о приручении и дрессировке, немного теории, в основе которой - учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Воздействие на организм, вызывающее ответное действие, называется раздражителем, а ответное действие - реакцией. Раздражитель воспринимается органами чувств, они вырабатывают нервные импульсы, которые передаются в центральную нервную систему. Реакция проявляется в виде других импульсов, которые по двигательным нервам передаются в мышцы и железы, заставляя их выполнять определённую работу. Именно такая реакция организма на раздражитель называется рефлексом. Различают врождённые, или безусловные, рефлексы, проявляющиеся у каждого животного (например, сосательный рефлекс у щенка), и выработанные при определённых условиях условные рефлексы (например, выполнение действия по команде).
В свете сказанного дадим определение: дрессировка - это выработка у животного стойких условных рефлексов на выполнение определённых действий по сигналам дрессировщика. Важно знать, что одновременно могут действовать несколько рефлексов, и тогда между ними выработается связь. Иначе говоря, для закрепления условного рефлекса нужно одновременно «включить» безусловный рефлекс (пищевой или ориентировочный) или другой, закреплённый ранее, условный рефлекс (словесное поощрение). Соответственно, для воздействия на шиншиллу используют безусловные (пищевые, механические) и условные (голосовые команды и жесты) раздражители, становящиеся сигналами.
Положительные условные рефлексы вырабатываются на основе процесса возбуждения определённых участков коры головного мозга (команда «Ко мне!» вызывает возбуждение слухового центра, которое передаётся на двигательные центры и заставляет животное двигаться к дрессировщику). Отрицательные рефлексы основаны на торможении (запрещающая команда «Нельзя!», прекращающая нежелательные действия). Возбуждение какого-то рефлекса может вызывать торможение других: в незнакомой обстановке проявится
ориентировочный рефлекс, и животное перестанет реагировать на команды. Слишком сильный раздражитель и перенапряжение нервной деятельности животного могут вызывать запредельное торможение - в этом случае нужно на некоторое время полностью прекратить дрессировку и дать зверьку отдохнуть.
Если шиншилла выполнила команду, рано считать, что результат дрессировки достигнут: ведь условный рефлекс ещё не стал стойким. Поэтому за правильно выполненные действия зверька нужно всегда поощрять (чаще словесно и лишь изредка - лакомством).
Если он перестал выполнять команду, нужно начать выработку рефлекса практически сначала, проходя последовательно все этапы.
Чтобы условные рефлексы не угасали, заниматься с шиншиллой нужно регулярно! От дрессировщика требуется следующее:
1) изучить особенности поведения (тип ВНД);
2) на каждом занятии ставить определённую задачу и добиваться её выполнения;
3) строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: подавать команду, давать безусловный раздражитель, поощрять желательное действие (например, подать команду «Ап!», поднять шиншиллу на задние лапки, проведя у нее перед носом лакомство, сделать выдержку 1-2 с, дать лакомство, приговаривая «Хорошо!»);
4) команды подавать всегда единообразно, использовать соответствующую интонацию;
5) не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять каждое правильное действие;
6) проводить дрессировку по принципу «от простого к сложному»;
7) не утомлять шиншиллу однообразием упражнений, сохранять заинтересованность в выполнении различных действий;
8) внимательно следить за физическим состоянием животного.
Темпераменты
Шиншиллы, как и любые другие животные, по-разному поддаются дрессировке. Но не следует их «очеловечивать», наивно полагая, что существуют шиншиллы умные и глупые, послушные и упрямые. Дело в том, что, по академику Павлову, животные подразделяются по четырём типам высшей нервной деятельности (ВНД), в зависимости от силы нервных процессов возбуждения и торможения и их подвижности (скорости смены возбуждения торможением и наоборот). Итак, есть четыре основных типа ВНД (темперамента): возбудимый неуравновешенный (холерик), уравновешенный подвижный (сангвиник), уравновешенный спокойный (флегматик) и слабый (меланхолик).
У животных возбудимого типа (холериков) быстро образуются положительные условные рефлексы («Ко мне!») и очень медленно - отрицательные, тормозные («Нельзя!»). Сангвиники лучше всего поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются как положительные, так и отрицательные рефлексы. Нужно только не спешить, двигаться от простого к сложному, чтобы не «перетренировать» зверька. У флегматиков рефлексы вырабатываются медленнее, но закреплённые навыки оказываются очень стойкими, животное безотказно выполняет команды и очень выносливо. При дрессировке требуются большая настойчивость и терпение. Животные-меланхолики, к сожалению, для дрессировки малопригодны, т.к. рефлексы у них вырабатываются медленно и нестойки. Скорее всего, вам лишь удастся закрепить выполнение по команде каких-то действий, которые зверёк склонен выполнять и без того.
По общим соображениям, поскольку шиншилла - не хищник, как собака или кошка, а «потенциальная жертва», тормозные рефлексы у шиншилл вырабатываются хуже, чем рефлексы возбуждения. Соответственно, для дрессировки шиншилл механический метод, который часто используют дрессировщики собак (рывок за поводок, нажим на круп), не подходит. Другое дело - вкусопоощрительная дрессировка, когда в качестве безусловного раздражителя используется лакомство. Полезно также выработать и закрепить у зверька условный рефлекс на словесное поощрение - дачу лакомства, поглаживание и почёсывание (так. как нравится шиншилле) обязательно сопровождайте словами «Хорошо!», «Молодец!».
Впоследствии эти слова пригодятся как поощрение при формировании условных связей на другие команды.
Периодизация развития
Начинать дрессировку шиншиллы лучше всего, когда ей три недели от роду. Дело в том, что процесс роста и развития шиншилл, как и большинства млекопитающих, протекает в несколько этапов.
Первый, от 1 до 18-22 дня. - это период первичной условно- рефлекторной адаптации: вырабатываются условные рефлексы на пищевые раздражители и оборонительный рефлекс. Щенки отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, играют, приобретают жизненный опыт. На этом этапе скорость образования условных рефлексов слишком мала, однако щенков можно (и нужно) приучать к рукам буквально с первых суток жизни. В это же время вы даёте щенкам клички.
Второй этап - от 3 до 6-7 недель - экзальтационный. Все щенки очень похожи по поведению - ласковы, любознательны, контактны, в их поведении преобладает «исследовательская» активность, полностью отсутствует боязливость. Именно этот период и подходит для начата дрессировки. Следует окончательно приучить щенка к кличке и отрабатывать команды «Ко мне!», «Домой!», но не пытаться выработать тормозные реакции - тормозные системы мозга ещё не готовы к этому.
Примерно с полутора месяцев (возможно, раньше или позже, в зависимости от индивидуальных особенностей) у шиншиллят начинает заметно различаться поведение. Теперь можно определить их «темперамент». Проявляется пассивно-оборонительное поведение, возникают способности к аналитическо-синтетической деятельности. Чтобы оборонительная реакция (бегство) сменилась ориентировочной, необходимо постоянное воспитание (отвлечение игрой и лакомством). В этот период можно отрабатывать запрещающую команду «Нельзя!» и начинать дрессировку более сложных действий - «Ап!» (подъём на задние лапки), «Прыгай!» (перепрыгивание с предмета на предмет), «На плечо!» (выход из клетки на плечо дрессировщика), «Взвешиваться!» (подъём на платформу весов и посадка) и т.д.
Стадии дрессировки
При дрессировке нужно пройти несколько стадий: вычленение (формирование) нужного поведения, закрепление рефлекса, усложнение обстановки при выполнении команды.
На первой стадии дрессировщик решает две задачи: побудить шиншиллу выполнить нужное действие, поощряя его, и таким образом выработать первоначальную условную связь команда-действие. При этом нужно «затормаживать» нежелательные действия (т.е. ни в коем случае не давать лакомства) и закреплять дачей лакомства и словесным поощрением только правильно выполненные.
На этой стадии рефлекс ещё не стал стойким, поэтому проводите занятия в обстановке без отвлекающих раздражителей.
Вторая стадия - закрепление первоначально выработанного рефлекса до навыка. Здесь дрессировщик добивается чёткого выполнения команды. Можно к первоначальному действию добавить усложняющие действия (приход к ноге или на колено по команде «Ко мне!»), выдержку (при подъёме на задние лапки по команде «Ап!»).
Усложнять обстановку на этой стадии ещё рано.
На третьей стадии нужно отрабатывать команды в разных условиях. Как только зверёк научится чётко и безотказно выполнять действия, обстановку занятий можно усложнять, вводя посторонние раздражители (яркий свет, несистематические звуки, присутствие посторонних людей, других животных). При этом вначале будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно шиншилла привыкнет к новым раздражителям.
Впрочем, эта стадия нужна, только если вы часто принимаете гостей и хотите похвалиться перед ними успехами своих питомцев, или намереваетесь выступать с дрессированными шиншиллами в цирке, на телевидении: шиншилла - не служебная собака, которая должна «работать» в любых условиях.
Как приручить дикую шиншиллу
Если вам досталась подрощенная до 3-5 месяцев «клеточная» шиншилла, возможно, добиться хороших результатов не удастся никогда - нужный период упущен. Тем не менее, каждого зверька можно приручить и закрепить дрессировкой желательные действия.
1. Приоткройте клетку, медленно и спокойно всуньте руку ладонью вверх. Удобно и почти неподвижно устройте руку. Ласково позовите шиншиллу (например, «Кузя, ко мне!»), пошевеливая пальцами. Ориентировочный рефлекс заставит зверька прийти и поставить лапки вам на ладонь. Почешите пальцами ей грудку, потрогайте подбородочек. Обязательно все время говорите с шиншиллой, хватите ее. когда она выполняет нужные действия («Хорошо, Кузя, хорошо!»). Можете угостить шиншиллу крошкой лакомства, медленно протянув его в пальцах второй руки над вытянутой в клетке ладонью. Здесь сразу же зверёк осваивает свою кличку, команду «Ко мне!» и словесное поощрение («Хорошо!»).
2. После того как шиншилла привыкла к руке в клетке, легко и сразу приходит, безбоязненно ставит лапки и взбирается на ладонь, покачайте ее на ладони и постарайтесь заманить дальше, на предплечье, предлагая второй рукой лакомство и постепенно отводя его. При этом также подавайте команду «Ко мне!». После этого второй рукой можете почесывать шиншилле подбородочек, трогать за лапки, поглаживать бока и хвостик. Не все шиншиллы одинаково относятся к прикосновениям к тем или иным частям тела. Осторожно и терпеливо выясните, что именно нравится вашему зверьку. Именно эти прикосновения сопровождайте словесным поощрением «Хорошо!».
3. Когда шиншилла привыкнет к рукам, будет охотно влезать на руку, трогать и покусывать ее, привыкнет к поглаживаниям, заманите шиншиллу на ладонь правой руки, так чтобы все четыре лапки прочно встали на руку. Левую руку заведите сбоку и сзади. Очень мягко охватите шиншиллу левой рукой за круп, пропустив основание хвоста между указательным и средним пальцами. Осторожно и медленно попытайтесь вынести так шиншиллу на руках из клетки. Пальцами левой руки вы предотвратите резкий испуганный прыжок шиншиллы, а правая рука даст надежную опору лапкам, что успокоит шиншиллу. Не сжимайте сильно руки, будьте аккуратны, при малейшем испуге шиншиллы дайте ей возможность вернуться в клетку. При возвращении в клетку обязательно подайте команду «Домой!». Всегда хвалите и разговаривайте с шиншиллой.
4. Если вам удалось вынуть на руках шиншиллу из клетки, прижмите руки к груди: предплечье правой руки горизонтально ладонью вверх и на ней стоит всеми четырьмя лапками шиншилла, ладонь левой руки охватывает шиншиллу за круп, основание хвоста между указательным и средним пальцем левой руки. При этом называйте кличку и используйте словесное поощрение («Хорошо, Кузя, хорошо!»).
В нашем урбанизированном мире человек - одинокое, оторванное от природы существо. Многие выбирают себе в компаньоны собак и кошек, отдавая дань традиции, но не всегда осознавая заранее, сколь хлопотно содержать их в городских квартирах, особенно, когда весь день занят на работе. Шиншилла - милейшее создание, маю в чём уступающее собаке или кошке по дружелюбию к человеку и отзывчивости к воспитанию, но при этом начисто лишённое их недостатков. Мы уверены, что в двадцать первом веке тысячи работающих горожан найдут в этом зверьке и часть природы, и партнёра по развлечениям, и не обременяющего заботами верного друга.
❖ Не проявляйте насилия по отношению к шиншилле. Если зверек нервничает или высвобождается, верните его в клетку (не забывая подать команду «Домой!») и повторите попытку взять на руки позднее, когда он успокоится. Если шиншилла вялая и не хочет выполнять команды или играть, скорее всего, зверек устал и задрёмывает - дайте ему отдохнуть и поиграйте с ним через полчаса.
❖ Не наказывайте шиншиллу! Наказывать и ругать всегда бесполезно. Если нужно, чтобы зверек не совершал каких-то действий, сначала попытайтесь его отвлечь (к примеру, если команда «Ко мне!» уже отработана, подайте её).
❖ Будьте терпеливы! Терпение хозяина - это важнейшая предпосылка удачи при приручении и дрессировке. Мы уже говорили, что у животных разная скорость выработки условных рефлексов, главное - проявлять терпение и настойчивость.
❖ Хвалите шиншиллу и разговаривайте с ней. Всегда следует поощрять правильно выполненные команды и подходящие вам действия. Самая распространенная ошибка хозяев животных - выборочная забывчивость. Хозяева не забывают отругать своего питомца за шалость, но почти всегда забывают похвалить. Шиншилла должна привыкнуть к голосу своего хозяина и после выполненной команды довольствоваться словесным поощрением, а не только «работать» за лакомство.
❖ Внимательно наблюдайте за шиншиллой. Наблюдения помогут определить темперамент (тип нервной деятельности) вашего питомца, его предпочтения, выявить действия, которые вы хотели бы закрепить, а также проконтролировать его настроение и состояние здоровья.